Юлия Мамонтова

О творческом пути, энкаустике и предстоящих выставках

yulia_mamontova_Encaustic

Юлия Мамонтова – художница, эксперт энкаустики, член Международной Ассоциации Энкаустов IEA (International Encaustic Artists).


Юлия Мамонтова родилась в Республике Коми. Юлия - правнучка русского купца Василия Мамонтова, который продолжал семейное дело XVIII-XIX веков в составе Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства, доставляя товары из Англии до Архангельска и Урала по реке Мезень. В 2019 году Юлия Мамонтова стала “Художником года” по мнению Международной премии Women’s Time “Art&Business Awards 2019”, а также заняла 1-ое место в Международной выставке-конкурсе «Талант России 2019» / Живопись. Архитектура, 2019, Гостиный Двор (Москва, Россия).


AR: Юлия, давайте начнем с самого интересного и одновременно непонятного – что такое энкаустика? 

Юлия: Энкаустика – это древнейшая техника живописи и в дословном переводе с древнегреческого (enkaustikos) означает «выжигание». Основным связующим веществом для красок служит пчелиный воск. Для написания картины краски нагреваются и наносятся на основу специальными инструментами. Это очень тонкая и сложная работа. Картины, написанные в технике энкаустика, хранятся тысячелетиями, они почти не подвержены разрушению под воздействием влажности и перепада температур. Энкаустика, согласно истории, зародилась в III веке до нашей эры, в Египте. Портреты и иконы, написанные в первых веках, дошли до нашего времени, сохранив яркие краски и текстуру. Секрет приготовления восковых красок держался в строгой тайне и передавался по наследству в семьях художников. Меня завораживает как процесс, так и результат в энкаустической живописи. Картины получаются яркие и насыщенные сочными оттенками. Это просто волшебство!

AR: Как вы узнали об этой технике в живописи, и почему она так вам отозвалась?

Юлия: Мое знакомство с энкаустикой случилось уже почти 7 лет назад, можно сказать, случайно. На одной из выставок в США, в Лос-Анджелесе, которую я посещала в поисках вдохновения, мое внимание привлекли необычные картины. На первый взгляд они напоминали живопись маслом. Рассматривая их вблизи, я ощутила легкий медовый аромат и была поражена сочностью красок и фактурой работ. Эти картины настолько меня впечатлили, что я сразу же приступила к самостоятельному изучению, обучению по американским книгам, вебинарам и практике за рубежом в Дании. Через некоторое время я вернулась в Лос-Анджелес, но уже в качестве студентки художественного колледжа по повышению квалификации энкаустики. С тех пор энкаустика прочно вошла в мою жизнь.

AR: Расскажете немного о своих знаменитых работах, выполненных в технике энкаустики.

Юлия: В 2018 году на Международном фестивале современного искусства, посвященном абстракции выставлялся триптих «Виноград». Моя работа получила первое место в номинации «Абстракция в декоративно-прикладном искусстве». На выставке «Флоральные мифы Эллады», которая проходила в Музее русского искусства в августе 2020 года, восторг не только зрителей, но и профессионалов вызвала уже известная серия работ, посвященная древнегреческим мифам. Тогда профессионал высокого уровня, художник Михаил Крунов очень высоко оценил мои работы. Его слова глубоко тронули меня, и я до сих пор помню их – «Картины Юлии – прикосновение к космосу, медитации, отражающие внутренний процесс, заряженные энергией сформированной творческой личности».



AR: На Западе энкаустика очень распространена и популярна. Интересна ли данная техника российским ценителям искусства и коллекционерам? 

Юлия: В странах Запада, и особенно в Америке, ценители живописи очень быстро раскупают с аукционов и онлайн-галерей картины, написанные в технике энкаустики. Они прекрасно понимают, что это – приобретение на века, инвестиция. Сейчас, находясь в Майами, я промониторила местный рынок –здесь есть художники энкаусты, но их совсем немного. Нет обучения, мастер-классов, выставок. К сожалению, в странах СНГ и России энкаустика вообще почти не известна. Даже в профессиональной среде, среди художников и коллекционеров, мало тех, кто знает и действительно ценит эту волшебную технику древнегреческих живописцев. Я мечтаю изменить эту ситуацию и уже предпринимаю некоторые шаги: провожу мероприятия для пробуждения интереса к энкаустике у выставочных галерей и любителей живописи.

AR: С чего начался ваш личный художественный поиск?

Юлия: Мой личный художественный поиск начался с изучения архивов. Первым делом я изучила существующие разработки, которых оказалось совсем немного. Отыскала и изучила книгу «Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия» Татьяны Хвостенко. Василий Хвостенко – отец Татьяны, советский художник, который сам писал в технике энкаустика, разгадав секрет древних красок в 1935 году, которыми были написаны знаменитые «фаюмские» портреты, прекрасно сохранившиеся до наших времен в неизменном виде с I-III веков. Кстати, их можно увидеть в Москве, в Пушкинском музее, а также в Лувре, в Британском музее. Внимательно изучив всю доступную мне теорию, я поставила себе цель писать картины красками, которые сама готовлю по рецепту древних мастеров. Древняя технология приготовления восковых красок такова, что температура их плавления должна быть 110℃. Обычный же воск плавится при температуре 60-70℃ и современные краски, продающиеся в магазинах, даже самые лучшие, не соответствуют этому параметру. 

Однажды в жаркой Калифорнии я обратила внимание, что краски на моей картине, находящейся под палящими лучами солнца, размягчились. А если это произойдет с моими картинами в доме покупателя?! Я не могла этого допустить и погрузилась в изучение технологического процесса. Результат не заставил себя долго ждать, и сейчас я полностью уверена в качестве всех своих работ, ведь качественные восковые краски я произвожу для себя сама.



AR: Ваше жизненное кредо?

Юлия: Мое жизненное и творческое кредо – это сохранять и развивать русскую культуру, как и мои предки Мамонтовы. Нельзя забывать об истоках и традициях. Через все мое творчество прослеживается тема возрождения утраченного. Для меня, несомненно, важно самовыражаться в своем творчестве. Но не менее важно и принципиально сохранить свои художественные произведения для следующих поколений, оставить след после себя. Поэтому я приложила много усилий и стараний, чтобы разгадать и адаптировать древний секрет приготовления восковых красок.

AR: Где вы черпаете вдохновение?

Юлия: Моя первая картина в технике энкаустика «Соната души и тела» родилась в 2015 году, в Калифорнии. Я просто закрыла глаза и увидела образ. В тот момент я кормила малыша грудью. Почти все мои картины – это внезапное откровение, посещение Музы. Я стараюсь сразу же взять бумагу, карандаш, и набросать тот образ, который пришел ко мне. Появляется картина, во время ее написания появляются мысли о следующей, так рождается коллекция. Меня вдохновляет и настраивает работа с красками из пчелиного воска, пигментов и смолы. Это натуральные природные материалы, с которыми очень приятно работать. Не так давно моя работа из энкаустической коллекции попала в дом одного хорошего человека. На картине изображена река. Когда я рисовала реку, то думала о благосостоянии и денежном потоке. Самое интересное, что с этим человеком стали происходить удивительные события, в результате которых улучшилось его благосостояние. Для меня это было удивительно, ведь я просто рисую с хорошим настроением, включая любимую музыку и «выключая» повседневные мысли. Думаю, что добрый искренний посыл художника вкупе с магической силой воска придают картинам такую «волшебную» энергетику.

AR: В ваших картинах можно заметить множество цветов. С чем это связано? 

Юлия: У меня много картин на разные темы. Некоторые работы даже не успеваю сфотографировать, их забирают сразу, как только снимаю с мольберта. Картины, которые пишутся на заказ, я тоже не выставляю, я их пишу с определённым посылом для исполнения искреннего, очень необходимого желания заказчика. Цветы писать люблю. Цветы – это поистине божественные создания. Яркие, сочные и нежные краски вдохновляют и окрыляют меня, поднимают настроение. Рисуя цветы, я как бы соприкасаюсь с природой и чувствую свою причастность к ее удивительному разнообразию света и красок.

AR: В августе 2020 года в Музее русского искусства прошло открытие вашей персональной выставки энкаустики «Флоральные мифы Эллады». Можете вспомнить свои эмоции в тот день?

Юлия: Эмоции от выставки – сплошной восторг! На выставку пришли и поддержали мои близкие и друзья, я услышала много теплых слов от народного художника Дмитрия Санджиева, что очень важно для меня. Академик Григорий Гинзбург высоко оценил проделанную мной работу по возрождению древней живописной техники «энкаустика» в России. Его слова меня очень вдохновили и дали силы не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше. Меня очень поддержал Музей Русского искусства, в чем я благодарна владельцу и коллекционеру Павлу Булатову. Компания ANNARUSSKA Group приняла активное участие в организации мероприятия. Я премного благодарна всем! Положительные эмоции, полученные на выставке, очень зарядили меня, и я полна сил, чтобы продолжать и дальше работать над продвижением техники энкаустика в России.



AR: Где пройдет ваша следующая выставка? 

Юлия: Совсем недавно, а именно 9-ого июля, состоялось открытие нашей выставки “Russian Seasons In New Jersey: Contemporary Version” в Музее Русского Искусства в Джерси-Сити. В экспозиции представлены работы российских художников из разных регионов России, а также - русских эмигрантов, проживающих в США.

В ноябре 2021 года состоится широкоформатная выставка в Майами в рамках масштабного международного проекта LADY OF THE WORLD. Концепция выставки «Запретный плод» посвящена мифологии в современном мире и влиянию высоких технологий на человечество, а также – роли женщины в искусстве. Такое нельзя пропустить! 

AR: Расскажите, как появилась ваша новая коллекция «Глубоководная вселенная», часть которой была представлена на ярмарке «World Art Dubai» в Дубаи? 

Юлия: В ноябре 2019 года мне посчастливилось побывать в Калифорнийском океанариуме «Пасифик». Это удивительное место, его экспозиция насчитывает более 11000 морских животных, некоторые из них живут в Тихом океане на такой глубине, куда не проникают лучи солнца. На меня эти яркие насыщенные природные краски произвели неизгладимое впечатление, что и вдохновило на создание серии картин «Глубоководная вселенная». Картины этой серии выполнены в технике энкаустика на деревянных панелях. Самые свежие картины написаны мною в начале этого года. На полотне «Морская дружба» запечатлена настоящая гармоничная дружба морских обитателей. Море – как огромный мегаполис, где действуют свои законы, каждый находится на своем месте и выполняет свои функции. Яркие насыщенные краски наполняют жизнь в морских глубинах божественной красотой и тайной. «Наутилус 27» - один из самых загадочных жителей океана, символ бесконечного успеха, знак духовной силы и равновесия. Панцирь символизирует постоянство и стремление к лучшему одновременно. Оттенки кораллового и нежно-розового говорят о Божественном сотворении природы.

Очень хочется поделиться своими работами в Москве. Планирую найти место, которое сможет принять всю мою коллекцию для персональной выставки, где как можно больше людей смогут познакомиться с замечательной техникой энкаустика, таящей в себе секреты древней живописи.

AR: Нашим читателям будет интересно узнать о вашей арт-деятельности. Поделитесь своими планами на ближайшее будущее.

Юлия: Для меня очень важно знакомить людей не только со своими работами, поэтому в 2020 году я организовала первую в нашей стране международную онлайн выставку-конкурс #ЭнкаустикаCегодня (#EncausticToday). Ее целью была популяризация и возрождение техники в России. На выставке приняли участие 84 художника со всего мира. На экспозиции были представлены скульптуры, иконы, инсталляции, абстрактная и реалистичная живопись, коллажи, созданные в энкаустической технике. Выставка прошла замечательно. 

Я очень жду момента, когда эпидемиологическая обстановка в России позволит провести такую выставку уже в формате офлайн, чтобы люди могли воочию увидеть замечательные картины, разглядеть их структуру, ощутить аромат пчелиного воска и почувствовать всю ту энергию, которую художники вложили в свои работы. Очень надеюсь и верю, что все получится!