Роман Демидов

О современной оперной и эстрадной сценах, стереотипах и волнении


По-настоящему талантливые люди вызывают неподдельный интерес у нашей редакции. Мы пригласили оперного певца Романа Демидова в Дом Союзов, чтобы поговорить о его творческом пути, музыке, праве выбора и имперской России в невероятно красивом Колонном зале.

Начало пути

Не помню день, когда решил, что стану оперным певцом. Я всегда пел. В 15 лет у меня произошла ломка голоса и тогда мама предложила поступить в музыкальное училище. Было странно думать о возможности стать артистом, но я оказался в той среде, которая всегда была мне близка. С детства родители прививали мне любовь к истинной культуре. Я учился в художественных школах, занимался живописью, посещал музеи, выставки и театры. Большой вклад в мое развитие внес православный храм, где я проводил много времени, постигая азы церковнославянского языка, пения и чтения. Моя семья воспитала меня разносторонним человеком, а русская глубинка дала рост моему творчеству. Я вспоминаю Липецкую область, откуда мои купеческие корни и куда я до сих пор  приезжаю, чтобы духовно наполнить себя. Чудная природа средней полосы России, крестьянский быт - все это дало мне большое представление о жизни. В какой-то момент люди вокруг стали отмечать, что у меня хороший голос, я же этого не замечал, то есть, да, я понимал, что неплохо пою, но мне казалось, да и сейчас кажется, что петь может и должен каждый. И не так важно есть голос или нет, если петь «сердцем», это будет красиво.



Сцена

Когда я выступаю, я получаю кайф. К этому невозможно прийти сразу, в самом начале были трудности, но ведь в этом и заключается смысл, да? В том, чтобы пройти путь становления. Путь, который позволит получать абсолютное удовольствие не только для себя, но и поможет донести его до зрителя. Если артист сам не получает истинного удовольствия, то как он может доставить его тем, кто пришел ради этого. Это сложная работа, которая требует много сил и упорства, труда над мастерством и над самим собой. Это годы, годы, годы. Потом наступает то, к чему стремятся все певцы. Ты поешь на автомате, подключаешь свое внутреннее состояние, личностные качества и творишь. И это такое счастье - понимать, что ты прошел через испытания и достиг своей цели не только для себя, но и для слушателей. 

Волнение

Вы знаете, даже самые выдающиеся мэтры сцены перед каждым выступлением волнуются. Волнения не может не быть у хорошего артиста, его нет только у бездарности. Это своего рода интрига, дистанция между тобой и зрителем, которая словно говорит «сейчас что-то будет». Я вспоминаю себя в самом начале  творческого пути, словами не описать, какое волнение я испытывал первое время. У меня не поворачивалась шея, тряслись руки, я переживал за каждую ноту. Со временем все это проходит и волнение не беспокоит артиста в такой мере, но маленькая доля остается. И это прекрасно. Объясню. Когда человек только учится, то волнение мешает, но когда человек становится артистом, оно помогает ему найти путь к сердцам зрителей. За доли секунды это самое волнение нужно направить в тот смысл, тот образ, который ты хочешь донести до людей. Это то настоящее, то искреннее, что связывает сцену и зал, певца и слушателя. И если у вас нет волнения, вам надо уходить со сцены. 



Зеркало души

За время, пока я на сцене, я должен почувствовать настроение зала, а ведь это не так просто. Нужно тщательно подобрать ключ к сердцу каждого человека, найти свой подход, ведь все люди - разные. Когда ты смотришь в темный зал - чувствуешь биение сердец и для того, чтобы тебе доверились и пошли за тобой, ты должен быть «большим ребёнком» искренним, бескорыстным, с чувством собственного достоинства. Иногда случается такое, что люди не могут поделиться  самым сокровенным даже с самыми близкими, и в такие моменты они приходят за пониманием к музыке. Важно эти моменты увидеть. Увидеть не глазами, нет. Душой. Настоящее искусство не терпит лжи. Это, может быть, высокие слова, да, но это так. К этому стремится каждый артист. Другое дело, не каждому удается.

Достояние

Я черпаю силы из наследия имперской России и вся моя музыка так или иначе связана с теми традициями, культурой и той мощью. Это не говорит о моей старомодности, совсем нет. Я современный человек, но мне нравится творчество дореволюционных артистов, их самобытность, достоинство и благородство. Я на этом вырос. И ведь не зря наше великое достояние востребовано и сегодня, да еще как! Словом, я интегрирую. Я беру все лучшее у лучших и добавляю своё «я». Примером для меня являются артисты старой России. Слава Богу, что сохранены записи, книги и, если сегодня мы хотим сотворить что - то достойное, мы должны обратиться к этим записям. Это - наше достояние. 


Право выбора

Дореволюционное государство просвещало, образовывало и из народа выходили такие великие люди, как М. В. Ломоносов. Планка ценностей была высокой и поэтому к концу 19-го - началу 20-го веков Россия была империей с великой культурой и государственной мощью. В настоящее время планка понижена, так как зачастую её задают люди, которые не являются носителями культуры. Сегодня у людей нет выбора. Неужели у нас в стране два пианиста, три дирижёра и два художника? Конечно, это не так. В России очень много талантливых людей, но мы их не знаем, нам не дают возможность оценить их творчество. Я телевизор уже пятый год не смотрю, принципиально. А зачем? СМИ не позволяют людям формировать свое собственное мнение. Так нельзя, нужно показать то, что они еще не видели, и дать послушать того, кого они не слышали до этого, потому что именно эти люди могут и должны поднимать искусство на достойный уровень и составлять здоровую конкуренцию. Именно тогда начнется развитие. Классика получит новое дыхание. Искусство перестанет быть «элитарным», а примитивный шоу-бизнес «народным» Может, вы поклонница жигулей, но когда сядете на мерседес, то поймете, что это тоже неплохая машина. Все познается в сравнении.

Стереотипы 

Опера - это скучно. Стереотип же? Еще какой.  Если вы пришли на оперу, а вам скучно и дети ваши зевают, то это не вы виноваты, это артисты, которые на сцене, не сумели вас заинтересовать и увлечь. Классику, как правило, слушает старшее поколение, но ведь нужно подать так, чтобы и молодые люди почувствовали внутренний драйв и современность, которые присутствуют в этих великих произведениях. У всех, без исключения. И если вы пришли туда, где вас не ждали, с тем, что ново для других, и сделали свое дело, то вы - настоящий артист. Значит, вам удалось проникнуть в душу. Голос человеческий - это красота внутреннего мира, а искусство, оно ведь не материально, оно - духовно.




Фотограф: Людмила Ятчени