Михаил Татарников

Музыкальный руководитель и главный дирижёр Михайловского театра

bolshoe_intervie_mikhaila_tatarnikova

Михаил Татарников начал свою дирижерскую карьеру в 2006 году в Мариинском театре. Выступал в Большом театре, Ла-Скала, Баварской Государственной опере, Парижской опере и на других знаменитых сценах. В 2016 году получил памятный знак «Чайковский» за вклад в развитие музыкальной культуры России. Маэстро Татарников является одним из самых востребованных русских молодых дирижеров на мировой сцене. В этом году Михаил стал единственным дирижером из России на всемирно известном Зальцбургском фестивале в юбилейный год его столетия. Михаил рассказал редакции AR WORLD LUXURY GUIDE о своем дебюте, Зальцбургском фестивале, сложностях в работе с оркестром и знакомстве с Анной Нетребко.


AR: Михаил, расскажите пожалуйста, когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь с музыкой?

Михаил Татарников: Мое понимание того, что я хочу связать свою жизнь с музыкой приходило постепенно. Я долго не мог понять, чем я хочу заниматься больше – музыкой или футболом. После четвертого класса я все же принял решение и сосредоточился на музыке. Я был полностью погружен в процесс. Музыка стала для меня всем. Впрочем, с тех пор мало, что изменилось. Я занимаюсь музыкой, когда работаю и когда отдыхаю. 

AR: Вы рассказывали, что в детстве вы занимались и футболом, и хоккеем, но музыка все же победила. А остались ли эти увлечения с вами хотя бы в качестве хобби?

Михаил Татарников: Конечно! Я увлекаюсь и футболом, и хоккеем. Но в качестве хобби отмечу все же футбол. Я слежу, интересуюсь, болею за футбольный клуб «Зенит». Кроме-того у меня много знакомых футболистов, с которыми мы дружим, общаемся, иногда играем в футбол.



AR: Вы помните свои эмоции после вашего дебюта в Мариинском театре?

Михаил Татарников: Ярче всего мне запомнились мои эмоции до спектакля. Несмотря на то, что я был очень подготовлен, справиться с волнением было непросто. Мариинский театр – это великий театр, в котором выступали и выступают по сей день великие люди. Я помню, что подойдя к оркестровой яме перед выходом на сцену, у меня мелькнула мысль убежать, как можно дальше. (Смеется.) Но мне все же пришлось спускаться в яму и дирижировать. Вот так состоялся мой дебют. Потом уже правда было намного легче, интереснее, задорнее и спокойнее.

AR: Вы стали единственным дирижером из России на всемирно известном Зальцбургском фестивале. С чем мы вас искренне поздравляем! Каких дальнейших высот в карьере вам бы хотелось достичь в ближайшем будущем?

Михаил Татарников: Конечно, есть много оркестров и коллективов, с которыми я бы хотел выступить, но загадывать наперёд я не люблю. Считаю, что нужно просто идти вперед: от спектакля к спектаклю, от концерта к концерту. В свое время я не ставил основной задачей выступления ни на сцене Парижской оперы, ни в Мариинском и Михайловском театрах, ни тем более на Зальцбургском фестивале. К слову, предложение принять участие в Зальцбургском фестивале в столь молодом возрасте, было для меня весьма неожиданным. Для меня было огромной честью, что именно в год столетия фестиваля мне доверили там выступать.  

Сейчас я работаю над организацией собственного фестиваля во Франции, который должен стать грандиозным мероприятием. Надеюсь, что в ближайшем будущем, несмотря на пандемию, мне удастся воплотить эту идею в жизнь! 



AR: Приходилось ли вам когда-нибудь импровизировать на сцене? Может ли что-то неожиданное и неотрепетированное родиться прямо во время выступления? 

Михаил Татарников: Да, конечно. Момент импровизации существует, когда оркестр подготовлен, программа отрепетирована, когда ты доверяешь оркестру, а оркестр доверяет тебе. Есть спектакли с менее отрепетированной программой, и тогда я стараюсь четко следовать программе. Однако дирижеру, особенно в опере, нужно всегда быть готовым к каким-то неожиданным поворотам, уметь быстро реагировать и направлять оркестр в правильное русло.  

AR: В чем главная сложность работы с новым оркестром? 

Михаил Татарников: В любых новых обстоятельствах тяжело, как правило, первые 10-15 минут. Это такой интересный психологический момент. Как говорится, или ты их, или они тебя! (Смеется.)  

AR: Какими чертами характера, на ваш взгляд, должен обладать дирижер? ·

Михаил Татарников: Наверное, я скажу банальную вещь, но главное, оставаться самим собой! Все дирижеры разные и все по-разному добиваются своих высот.

AR: Есть ли идеалы в вашей профессии, которыми вы восхищаетесь?

Михаил Татарников: Конечно есть. Их несколько, и у каждого я черпаю что-то для себя. К сожалению, недавно из жизни ушел талантливейший дирижер Марис Арвидович Янсонс, который определенно принадлежал к числу моих проводников в классической музыке.  

AR: Какого это стоять на одной сцене с мировыми звездами оперы Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым?

Михаил Татарников: Это прекрасно, знаете ли! Мне очень повезло, я стоял на сцене и с Еленой Образцовой, и с Дмитрием Хворостовским, и со многими великими артистами и певцами. Мне также посчастливилось находиться на сцене со многими великими оркестрами. С Анной и Юсифом мы дружим, часто общаемся, чувствуем друг друга. Это не только замечательные артисты, но и замечательные люди, каждая встреча с которыми напоминает какой-то карнавал (в хорошем смысле этого слова)!


Юсиф Эйвазов, Анна Нетребко и Михаил Татарников
Юсиф Эйвазов, Анна Нетребко и Михаил Татарников

AR: На вашем последнем концерте в рамках XII Большого фестиваля РНО в зале было немало детей. Согласны ли вы с тем, что воспитывать вкус у ребёнка нужно начинать как можно раньше? 

Михаил Татарников: Меня, к примеру, приучали с детства. Поначалу мне совсем не нравилось ходить на концерты, я сопротивлялся, капризничал. Но потом приучился и до сих пор хожу, но теперь уже с удовольствием. Это дело индивидуальное. Некоторые дети приходят и замирают, как при виде волшебства. Но приучать детей к классической музыке нужно, совершенно точно.

AR: С какого произведения на ваш взгляд стоит начать знакомство с классической музыкой?

Михаил Татарников: Затрудняюсь ответить. Начать, наверное, стоит с детских альбомов великих композиторов. Я скорее не рекомендовал бы начинать с творчества Рихарда Вагнера, Густава Малера или, к примеру, Пауля Хиндемита. С этим нужно все же подождать.

AR: Где вы предпочитаете отдыхать? 

Михаил Татарников: У меня много любимых мест для отдыха. Я часто путешествую. Совсем недавно я вернулся из Турции. Там я отдыхал в прекрасном отеле «Calista Luxury Resort Hotel» в Анталии, в котором в свое время отдыхал и Барак Обама. Замечательное место, замечательный сервис и, конечно же, чудесные пейзажи!

AR: Какие Ваши Топ-5 мест в Зальцбурге, которые стоит посетить каждому музыканту и простому обывателю? 

Михаил Татарников: Зальцбург – это город, который определенно стоит посетить каждому. Что касается моих любимых мест, конечно это центр города, маленькие улочки, замок, концертные залы, квартира Шуберта, дом Моцарта, многочисленные кафе, в том числе кафе «Захер», которое находится при гостинице «Захер». Я также люблю просто прогуляться по горам, подышать свежим воздухом и восполнить жизненные силы.

AR: Традиционные для AR вопрос: чем для вас является успех в жизни?

Михаил Татарников: Успех в жизни - это то, к чему нужно идти всю жизнь…



INTERVIEW: ANNARUSSKA GROUP