Елизавета Фролова

О синергии, российском арт-рынке и личных достижениях

frolova

Елизавета Фролова - директор арт-академии «Синергия»


AR: Что для вас означает слово синергия?

Елизавета Фролова: Интересно, что мы в компании говорим синергИя, а все остальные произносят синЕргия, я думаю, что это связано с желанием выделить бренд. Но это уже другая история. Я считаю, что искусство не должно быть мертвым — я сейчас говорю не об объектах искусства, а об искусстве как явлении в целом — я думаю, что людям нужно больше рассказывать об искусстве. Должно появляться больше творческих людей, больше людей, которые будут помогать творческим людям. Поэтому, когда у меня спрашивают, что такое Synergy Art, я могу начать рассказывать, что у нас много направлений: есть образовательные программы Synergy Art, есть клуб Synergy Art… Но я всегда говорю: «Synergy Art — это сообщество». Я считаю, что моя задача — объединить людей из разных областей, чтобы они начали развивать свой креативный потенциал и научились монетизировать его — не обязательно в искусстве. Почему-то до сих пор люди считают, что креативный потенциал — это рисовать у мольберта. Я пытаюсь объяснить, что это вообще о другом — его можно применять в любом бизнесе, хоть в нефтяном, хоть в банковском — креативный потенциал есть везде.

AR: Ставите ли вы себе цели? Какая у вас цель сейчас?

Елизавета Фролова: Конечно. Сейчас — сделать самое мощное арт-сообщество в России. И как раз Synergy Art этим занимается. У нас деятельность многопрофильная: арт-поездки, мероприятия, образование, форумы. В следующем году мы готовим большую арт-ярмарку. Мне хочется помогать продвигать наших художников, растить наш арт-рынок и делать его более узнаваемым, более мощным. Хочется как-то, чтобы кроме Булатова и Кабакова мир узнал кого-то еще. А вторая моя цель — естественно, так как я искусствовед — показать другим людям прелесть искусства, потому что, как ни странно, до сих пор очень много людей отрицают искусство и говорят: я в музеи не хожу, картины не люблю, и это вообще не мое. AR: Ваше самое сильное впечатление от искусства за последнее время? Елизавета Фролова: «Арт-Базель».

AR: Чего не хватает российскому арт-рынку?

Елизавета Фролова: Широты взглядов. Несмотря на то что у нас сейчас много художников, большая их часть почему-то до сих пор ориентируется на какие-то советские вещи. Помните аукцион «Сотбис» 1988 года, когда мир узнал Булатова и Кабакова? Такое ощущение, что многие художники до сих пор считают, что вот за этим и надо идти — успех там, таких нас признают и полюбят. И вот эта ограниченность очень чувствуется. Очень жаль, что на «Базеле» практически полностью отсутствуют наши представители. Ни отдельных художников, ни галерей…

AR: С чего для вас началось увлечение искусством?

Елизавета Фролова: Когда мне было приблизительно четырнадцать лет, моя мама основала иконописную мастерскую. И там я начала изучать иконопись и писать иконы. Эта мастерская до сих пор существует. Мама меня сподвигла и поступать на искусствоведение. Это был спонтанный шаг — я поступила в МГУ с первого раза, в шестнадцать лет. А потом мне повезло второй раз — когда я закончила МГУ и писала диплом, меня буквально выдернули к одному крупному коллекционеру, который собирал скульптуру ар-деко (я как раз писала диплом про ювелирное искусство скандинавских стран в стиле ар-деко). Мы описывали его коллекцию, расширяли, и из этого в итоге вырос целый музей ар-деко. Я написала книгу про эту коллекцию, она продается — большой альбом.

AR: А из современного искусства какое вам направление ближе?

Елизавета Фролова: Я, естественно, прекрасно разбираюсь в истории современного искусства, но мне ближе то, что происходит именно сейчас. Как искусствовед я честно признаюсь, что у этого нет четкого определения, потому что сейчас нет даже хотя бы нескольких школ с очень жесткими манифестами. Это как раз и есть моя специализация — тенденции, которые развиваются сейчас, вплоть до «блокчейн-арта», который у всех так много вопросов вызывает, до интернет-технологий, до объединения науки и искусства, ученых и художников.



AR: Должен ли сегодня художник быть бизнесменом? 

Елизавета Фролова: Вопрос очень кстати — потому что в Synergy Art мы как раз первые в России, кто запустил курс «Как заработать на искусстве». У нас даже девиз такой: «Соединяй искусство и бизнес». Поэтому, естественно, я считаю, что художник не то чтобы должен быть бизнесменом, но он должен знать основы маркетинга, основы пиара, основы бизнеса, юридические аспекты авторского права — он все это должен знать. Это сейчас необходимо, потому что, если взять топ-50 художников современности, мы увидим, что все они великолепные маркетологи.

AR: Дэмьен Херст, конечно? Елизавета Фролова: У меня очень специфическое отношение к Херсту — я лично не очень люблю его творчество. Но как человек, который очень грамотно движется в рамках того, что создает сейчас арт-мир, он все делает правильно. AR: Ваше самое большое достижение?

Елизавета Фролова: Обычно на такой вопрос все отвечают про семью. У меня двое детей. Старшей скоро четырнадцать, младшей — четыре. Большая семья, дети — это, конечно, главное достижение, но если не брать личную жизнь, то я, наверное, скажу так: мне удалось доказать, что в искусстве можно развиваться, можно зарабатывать деньги, можно получать удовольствие от своей профессии — от такой прекрасной профессии, как у меня.

AR: Самый важный совет от мамы?

Елизавета Фролова: А можно не совет, а фразу? «Нам все достается с трудом, но зато достается все!»

AR: Чему главному вы хотите научить своих детей?

Елизавета Фролова: Самостоятельности. Вот это было важно — это мне вдолбили с детства в голову, начиная с того, что у нас не принято было в семье делать с детьми уроки. То же самое я внедряла в голову своим детям. Моя старшая дочка с двух лет понимала, что я учу ее тому, чтобы она не оглядывалась на меня.

AR: Какой совет вы дадите человеку, который хочет заниматься искусством?

Елизавета Фролова: Погружаться в предмет глубже, потому что поверхностность сейчас очень сильно разъедает общество. Из-за этого возникает поверхностное мышление, поверхностные суждения об искусстве. Помню, когда я училась в МГУ, у меня был такой негатив по отношению к нидерландскому искусству — Босх, Брейгель… эта вся Голландия… Мне тогда мой профессор сказал: «Лиза, давай сделаем так: ты просто возьми пять книг и прочти хотя бы их от корки до корки». Именно про это направление. Я прочла через силу первую книгу, вторую, а на пятой я полюбила его так, что сейчас мы с мужем летаем по миру на выставки этих художников. То же самое я говорю людям. У меня все сотрудницы молодые девочки, и многие из них вообще были далеки от искусства — менеджеры по продажам, ассистенты, и вот я их всех с самого начала заставляла изучать наши курсы, самим проходить их, погружаться в тему. Они читают книжки, ходят на выставки… И знаете, даже за год-полгода — это такая динамика гигантская! Люди, которые вообще никогда на выставки не ходили, сейчас разбираются, читают. И я считаю: в предмет нужно глубже и глубже погружаться.