Игорь Чапурин
Об особом пути развития национальной модной индустрии в России
"Успех – очень относительное понятие и в моей карьере не было утра, когда я «проснулся знаменитым». Были важные вехи: открытие собственного бутика сначала на Мясницкой, затем на Саввинской набережной, награды «Золотой манекен» Ассоциации высокой моды России, начало показов в официальном расписании Недели моды в Париже и, наконец, показ в Лувре, который открыла Наоми Кэмпбелл."
AR: Бренд Chapurin Couture – один из самых известных в России. Расскажите, с чего все начиналось?
Игорь Чапурин: История бренда началась в 1998 году, когда я открыл свой первый бутик на Мясницкой в центре Москвы. Но «подготовительная» работа велась задолго до этого. Свою первую коллекцию haute couture я показал в 1995 году в «Красном» зале отеля Метрополь. Любопытно, что в прошлом году пятнадцатую по счету кутюрную коллекцию я представил там же. Показ начался с выхода моделей в пятнадцати красных комбинезонах и брючных костюмах.
AR: Chapurin – это и одежда, и мебель, и заводы, и театр – это мировой бренд или диверсификация?
Игорь Чапурин: Для меня дизайн – очень объемное понятие. Я никогда не ставил себе цели заняться мебелью, ювелирными украшениями или индустриальным дизайном. Все приходило само. И каждый новый проект был мне интересен, потому что открывал передо мной и моей компанией новые перспективы. Если же проанализировать все наши достижения, то можно сказать, что Chapurin сегодня – это определенный lifestyle.
AR: Ваша цель – бизнес-аналог Zara, Christian Dior или свой путь?
Игорь Чапурин: Моя цель – это прибыльный бизнес, который бы ориентировался на создание дизайнерской продукции в разных сегментах. Основа – производство одежды, как собственной марки, так и лимитированных коллекций для партнеров, дополнительные векторы бизнеса – аксессуары, дизайнерские проекты в области брендинга и рекламы.
AR: Основная прибыль вашей компании– розничные продажи, интернет-магазин, консалтинг или индустриальный дизайн?
Игорь Чапурин: Основная статья доходов компании – это, конечно, одежда. В последние несколько лет доля интернет-продаж неуклонно растет – на 10-15% в год. Но и доля индивидуальных заказов в нашем ателье тоже не уменьшается. Приятно, что люди, которые привыкли шить одежду на заказ, не готовы отказываться от этой привычки даже в нестабильное время. Проекты в области консалтинга, мои мастер-классы и корпоративные проекты, ориентированные на бизнес-партнеров бренда – это тоже важная и перспективная статья наших доходов.
AR: Работа для театра – это развитие бренда Chapurin Couture или хобби?
Игорь Чапурин: Мне всегда был интересен театр, и когда много лет назад я начал работать с Олегом Меньшиковым – это было огромным счастье. Спустя несколько лет, помимо драматического театра, я стал сотрудничать с театром музыкальным. Большой театр – это моя большая гордость. Я создал костюмы для двенадцати постановок легендарного театра, как классических, так и авангардных, вроде балета Creation 2010 французского хореографа Анжелена Прельжокажа. Сейчас я работаю над оперой «Пассажирка», релиз которой состоится очень скоро.
AR: Почему так труден путь русских дизайнеров? Они мало известны за рубежом? Это общая ситуация или все упирается только в инвестиции?
Игорь Чапурин: Наша страна еще находится в начале пути развития национальной модной индустрии. Конечно, есть примеры, когда за русским дизайнером становится крупный модный конгломерат – и тогда результаты потрясающие: продажи, промо, реклама, знаменитости... Но эти примеры единичны. Большинству приходится пробиваться самостоятельно – что долго и непросто.
AR: Как вы видите развитие вашего интернет-магазина? Цифровые технологии скоро вытеснят живое общение, наши глянцевые журналы?
Игорь Чапурин: За интернет-продажами – бесспорно, будущее. Большая категория людей будет ходить по магазинам, получать удовольствие от примерок, а не делать заказы через ноутбук или смартфон. Кроме того, всегда будет направление haute couture, которое мало соприкасается с онлайн-миром.
AR: Есть ли смысл принимать участие в российских неделях моды?
Игорь Чапурин: Для молодых дизайнеров это хороший способ заявить о себе, показаться на профессиональной площадке, привлечь внимание к своему творчеству журналистов, блогеров, байеров. Поэтому я говорю: «Да».
AR: Пять шагов для создания в сегодняшних реалиях успешного модного бренда, на ваш взгляд?
Игорь Чапурин: Коммерчески успешная идея, идеальная команда, способность бренда меняться, четкость в работе с партнерами (ритейлерами прежде всего), бесконечная работоспособность и вера в то, что ты делаешь. Вы спросите меня про инвестиции – конечно, они нужны. Но и они не всегда гарантируют долгий успех: шампанское пенится, но быстро выдыхается, в какой бы дорогой бокал его не налили.
Фото пресс-служб Chapurin