Александр Мартынов
Всё о жизни артиста театра и кино
Александр Мартынов — российский актёр театра и кино
AR: Поступая на исторический факультет, Вы закончили театральный. Это было спонтанное решение?
Александр Мартынов: С одной стороны, поступление на истфак было спонтанным решением, с другой, история всегда меня интересовала. Однако я рад, что там не сложилось и я решил всё-таки переквалифицироваться и пойти в театральное.
AR: В Вашем репертуаре десятки сыгранных ролей, поделитесь, как Вы погружаетесь в новый образ?
Александр Мартынов: Погружаюсь в образ с большим удовольствием и всегда открыт новым героям. Входить в новую роль мне помогает мой жизненный опыт, который я в том числе получаю у своих героев. Все наблюдения воплощаются на съёмочной площадке. Артист как губка: всё в себя впитывает и в роли выжимает.
AR: Ситком и театр — диаметрально противоположные жанры. Возникали ли сложности на площадке?
Александр Мартынов: Конечно, с непривычки были большие сложности. Жанр ситком создаёт ряд проблем особенно для театральных актёров: другой принцип игры, динамика, ритм. Всё очень быстро, нет времени разыгрываться. В нём идут события, оценка и титры. Жёсткий хронометраж диктует дикие условия игры. В театре, конечно, всё по-другому: более размеренно, обстоятельно. Мне как актёру поначалу трудно давался этот жанр, очень непривычно. Грубо говоря, когда ты привык ездить на автомате, а тут нужно быстро пересесть на механику.
AR: Очень интересное сравнение. А была ли у Вас возможность повлиять на развитие Валентина Будейко? Всё же герой тогда и в «Универе: 10 лет спустя» — разные люди.
Александр Мартынов: Да, была возможность повлиять на Валю, но уже на съёмочной площадке. Авторы придумывали общую канву, историю, ряд событий, произошедших с персонажем, то есть вектор выбирали они, а на какие-то нюансы, манеру поведения, реакции героя, его градус, темперамент мог влиять я, что, собственно, и делал. Валентин до и после — разные люди, чему очень рад, ведь мой герой развивается, что важно для любого актёра.
AR: Как считаете, это стало окончательной точкой эпохи «Универов» или может случится перезапуск проекта?
Александр Мартынов: Мне кажется, что это не окончательная точка. Успешный проект имеет много шансов на продолжение, но поживём — увидим. Ничего конкретного сказать не могу.
AR: Довольны ли Вы этой ролью, хотели бы что-то в ней поменять или доработать?
Александр Мартынов: Да, доволен. Мне нравится, как он трансформировался, вырос, его взрослость, чёткое понимание того, чего хочет. Валентин стал мягче и гибче в некоторых вопросах. Парень просто идёт к успеху во всех смыслах: и в карьере, и в семейных отношениях.
AR: Выбирая между театром и кино, что Вам ближе?
Александр Мартынов: Не могу поставить точку в одном. Это разные жанры, виды искусства, которые я очень люблю. И здорово, что у меня есть и кино, и театр. Такой опыт переключения из одного способа игры в другой важен актёру, так как держит его в тонусе. Рад и счастлив, что спектакли не ушли из моей жизни, а остаются в виде антрепризы.
AR: Где больше шансов показать себя как артиста?
Александр Мартынов: С одной стороны, конечно, выгодней выстрелить где-нибудь в сериале. Так, тебя, возможно, заметят, пригласят куда-то ещё. Однако бывают истории, когда театральные актёры приглядываются режиссёрам, продюсерам, кастинг-директорам. Именно эти работы и могут сыграть решающую роль в карьере артиста. Нет одного рецепта или сценария, всё очень индивидуально. Сейчас стало модным снимать блогеров, моделей, ребят без образования. Другой вопрос, что они будут делать дальше: играть самих себя из сериала в сериал — это, наверное, будет либо недолгая карьера, либо очень ограниченная. Актёру нужно развитие, разные роли, жанры и вызовы.
AR: Какая роль или постановка повлияла на Вас больше всего?
Александр Мартынов: Из постановок могу отметить воспоминания и впечатления от спектаклей Московского театра П.Н. Фоменко: «Война и мир», «Волки и овцы». Я был восхищён артистами, режиссурой, очень хотелось попасть в их трупу. Из киноиндустрии — работы советских артистов: Леонов, Никулин, Даль, Смоктуновский, Янковский, Евстигнеев. Их творчество серьёзно повлияло на мои взгляды на актёрскую профессию. Если рассматривать собственные роли и постановки, в которых участвовал, то образ Будейко стал трамплином карьерной истории.
AR: Как случилось, что Вы одновременно работали в нескольких театрах?
Александр Мартынов: Я был штатным работником Музыкально-драматического театра Буфф в Санкт-Петербурге, но понимал, что не смогу там реализоваться, поскольку художественный руководитель не видел или не хотел видеть во мне весь спектр умений. Тогда я начал искать в городе другие возможности. Играл в спектаклях театра Сатиры «На Васильевском». Например, «Солесомбра», где мне посчастливилось поработать с народными артистами Валерием Кухарешиным, Михаилом Николаевым, Татьяной Калашниковой. Ещё в нулевых годах в «Александринском» у меня был спектакль «Маскарад», в «Таком театре» — «Каин», «Время и семья Конвей», «Волонтеры», в «Приюте комедианта» — «Смешные поневоле», а в «Комедии» — «Тайна золотого ларца». Так случилось, что хорошие, большие роли появлялись вне стен театра, где я служил в штате.
AR: Почему Вы решили покинуть театральный мир?
Александр Мартынов: Никогда не решусь до конца покинуть театральный мир, а пока я лишь ушёл из штата на вольные хлеба. Сотрудничество перешло на антрепризы, то есть меня приглашают поучаствовать в постановках как известную личность. Это особый жанр, на который люди приходят отдохнуть, повеселиться. На данный момент есть несколько спектаклей с моим участием в Санкт-Петербурге, выходят они довольно редко, но всё же я приезжаю и с большим удовольствием в них играю.
AR: В Вашей копилке множество наград, какой Вы гордитесь больше всего и почему?
Александр Мартынов: В 2019 году проходил фестиваль «Амурская осень», на котором мне вручили награду за лучшую мужскую роль. Она была очень приятной и долгожданной. Это не было отмечено критиками или прессой, церемония проходила незаметно, а актёры — народ тщеславный, поэтому хочется, чтобы твою работу признавали, что естественно.
AR: Как Ваша семья относится к профессии? Не хотят ли дети продолжить дело отца?
Александр Мартынов: Семья прекрасно относится к моему творчеству. Конечно, они терпят много неудобств: нестабильный график, всё постоянно меняется. Я очень благодарен своей супруге за то, что она принимает меня с таким образом жизни и работой. Будут ли актёрами мои сыновья и дочь, не знаю, настаивать не буду. Профессия непредсказуемая, нестабильная, сложная для семейной жизни, не всякий муж или жена поймёт и примет театральный мир со всеми его особенностями.
AR: Расскажите, если бы не актёрство, то чем бы Вы занимались? У Вас столько навыков: саксофон, фехтование, танцы.
Александр Мартынов: Все мои навыки — это багаж, который рано или поздно может пригодиться в кино или театре. Всё это я очень люблю: степ, саксофон, фехтование, восточные единоборства, тхеквондо. Сейчас запланированы несколько проектов, в рамках которых реализуюсь в качестве ведущего. Insight People — компания, с которой сотрудничаю. Вместе мы организовываем шоу, они будут проходить на разных площадках: Яндекс. Дзен, YouTube, Rutube. Также в мой мир вошла психология, ещё одна сфера, где я чувствую свои силы и даже приношу пользу. Оканчиваю обучение по специальности «семейный психолог» — это второе высшее образование. Мне очень нравится это дело, я вижу в нём огромную перспективу.
AR: Вы работали педагогом в детском доме. Расскажите про этот опыт.
Александр Мартынов: Да, я не поступил в 16 лет в театральный институт и по знакомству попал в Детский дом-профилакторий в качестве педагога по ритмопластике, движенческим дисциплинам. Там я занимался с детьми, это был очень интересный опыт. Есть, конечно, нюансы в такой работе: ребята могут в один день прекрасно заниматься, а на следующий не смочь собраться. Перепады настроения для них очень характерны. Жизнь у таких детишек особенная, их нельзя жалеть, с ними нужно быть справедливым, где-то строгим и вкладывать душу.
AR: Раскройте секрет, как артисту не стать заложником одной роли?
Александр Мартынов: С одной стороны, это судьба. Выстрелил персонаж, и всё. Вспомним Александра Демьяненко, советского актёра, шурика известного, который не сумел переломить стену. Всё индивидуально, кому-то удаётся показать и доказать, что ты больше, шире, интересней, а кому-то нет. Я почувствовал на себе результат воздействия Будейко в виде отсутствия кастингов, предложений в течение нескольких лет, когда тишина в телефоне и никто не зовёт. Конечно, это заставляет задуматься. Главное, что я внутренне готов к переменам, двигаться дальше, развиваться. Это прекрасная возможность для роста. Самые тяжелые испытания даются самым сильным людям.
AR: Ваше жизненное кредо?
Александр Мартынов: Верить в себя, не опускать руки, быть любознательным и не останавливаться на достигнутом.
Photo: Serge Outrush