Воссозданную брошь Карла Фаберже презентовали ведущим российским СМИ
25 ноября в отеле The Carlton Moscow состоялся пресс-завтрак, посвященный презентации одного из самых любимых украшений русской императрицы Александры Федоровны. Бриллиантовая брошь с аквамарином была подарена ей цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II накануне свадьбы. Известно, что украшение было приобретено в ювелирном доме Карла Фаберже и оставалось с императрицей на протяжении всех лет супружеской жизни. После революции брошь была вывезена из страны. Однако благодаря проекту «Символ верности и чистоты» вновь становится достоянием Российского государства. В 2024 году по инициативе Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства ювелиры дома CHAMOVSKIKH воссоздали историческое украшение.
Пресс-завтрак, собравший представителей ведущих российских изданий, ювелирных обозревателей, редакторов, журналистов состоялся накануне памятной даты: 26 ноября исполняется 130 лет со дня венчания Николая II и Александры Федоровны. Место проведения — в непосредственной близости от Московского Кремля, в изысканном пространстве отеля The Carlton Moscow — также символично. В 1896 году в старинном Успенском соборе состоялась коронация императорской четы, с Москвой были связаны и другие значимые события членов императорской семьи. Прикоснуться к этой странице истории участникам пресс-завтрака помогала экспозиция, подготовленная Музеем Николая II. Коронационная посуда, памятная серебряная монета, уникальные бонбоньерки в виде скульптурных изображений императора и императрицы наглядно демонстрировали преемственность исторических предметов и современного ювелирного украшения, вдохновленного эпохой дореволюционной России.
Особое место в экспозиции высокого ювелирного искусства заняла воссозданная императорская брошь. Работа над ней продолжалась почти год. В процессе изучения источников и месяцев кропотливого труда мастера дома CHAMOVSKIKH не ограничились реконструкцией, но творчески переосмыслили образ исторического артефакта. Брошь, повторяющая форму императорской драгоценности, выполнена из белого золота и инкрустирована 672 бриллиантами. Центральный аквамарин насыщенного голубого цвета значительно превосходит характеристики своего прототипа, в частности его вес превышает 114 карат. Украшение выполнено с учетом современных тенденций и новейших ювелирных технологий. В том числе, дизайнеры дома CHAMOVSKIKH дополнили его возможностью трансформации. Съемная петля позволяет превращать брошь в колье, а также менять расположение подвеса с горизонтального на диагональное.
История династии Романовых неоднократно становилась предметом интереса ювелиров CHAMOVSKIKH. Коллекции «Украшения императорских особ», «Петергоф», «Княжна», «Пасхальная» — оммаж драгоценностям царской России и пример возрождения традиций высокого ювелирного искусства, утраченных в ХХ веке в силу исторических обстоятельств.
Тому, как рождался проект и какие задачи решают подобные инициативы была посвящена экспертная встреча, участниками которой выступили:
Галина Васильевна Ананьина, президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства, председатель Женского патриотического общества, кандидат исторических наук, общественный деятель
Анна Александровна Садриева, реставратор, президент фонда содействия сохранению культурных, исторических и духовных ценностей имени императора Николая II.
Александр Иванович Чамовских, основатель ювелирного дома Chamovskikh, председатель Гильдии ювелиров Урала.
Вероника Юрьевна Волдаева, главный эксперт Гохрана России, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры России
Во время экспертной встречи, спикеры отметили важность подобных инициатив.
Галина Ананьина: «Когда родилась идея повторить эту брошь, Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства обратился к ювелирам CHAMOVSKIKH, зная высокий уровень художественного мастерства, понимая, что они смогут проект реализовать. А еще потому, что это компания из Екатеринбурга, где по-настоящему чтят память императорской семьи».
Анна Садриева: «Преемственность подлинных вещей, представленных, в частности, в Музее Николая II и этого украшения, безусловно, есть. В том числе потому, что это реплика той самой броши, которая была выбрана цесаревичем Николаем Александровичем на его личный вкус. Царская семья всегда окружала себя весьма изысканными предметами, сделанными с большим изяществом. Но никогда не злоупотребляла излишней роскошью».
Александр Чамовских: «Прежде чем приступить к воссозданию броши, мы внимательно изучили исторический прототип и основные принципы работы Карла Фаберже. Он был большим перфекционистом: выбирал для своих заказчиков лучшие материалы, любил секретные ювелирные механизмы. Всё это мы учли. Поэтому выбрали уникальный аквамарин 114 карат редкого оттенка Санта-Мария, но уже в современной огранке «кушон», дополнили брошь возможностью трансформации, использовали достижения современного ювелирного дела, потому что сейчас мы живем не в XIX, а в XXI веке».
Вероника Волдаева: «Для Гохрана передача этого украшения будет важным событием, потому что это будет первая вещь, созданная современным ювелирным брендом, которая уже на стартовом этапе имеет историю. Брошь обязательно будет представлена на открытых для посетителей выставках. Мы сделаем это с большой любовью, как и всё в нашей деятельности, что имеет отношение к ювелирному искусству… Когда в национальную сокровищницу попадают прекрасные работы, это уже большое событие».
Проект воссоздания исторического украшения — знак уважения к культуре России и вклад в ее дальнейшее развитие. После презентации драгоценная брошь будет передана в Гохран Российской Федерации, чтобы занять достойное место в ряду шедевров, прославивших талант русских мастеров.
Отметим, что с 20 декабря по 12 января украшение будет экспонироваться в отеле The Carlton (Москва, ул. Тверская, 3), где ее смогут увидеть все ценители высокого ювелирного искусства.
Воссоздание броши реализовано в рамках масштабного проекта «Триумф отечественной художественной промышленности и ювелирных фирм на всемирных выставках в XIX – начале XX веков», организаторами которого являются Минфин России и Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.