История в деталях: Rolls-Royce генерала Монтгомери

За свой аскетичный образ жизни фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери, 1-й виконт Монтгомери Аламейнский, был прозван «спартанским генералом». Но все же была сфера жизни, от которой он требовал только лучшего – личный транспорт. Предпочтение он отдавал автомобилям Rolls-Royce/

Для истинного британца фельдмаршала Бернарда Лоу Монтгомери, первого виконта Монтгомери Аламейнского, рыцаря ордена Подвязки, рыцаря Большого креста ордена Бани, компаньона ордена «За выдающиеся заслуги», требовался только лучший флот автомобилей – ими были три знаковых Rolls-Royce, ставшие свидетелями знаменательных исторических событий.

Одержав победу над войсками Эрвина Роммеля в Северной Африке в 1942 году, генерал, а позже фельдмаршал -  Бернард Монтгомери, известный под прозвищем Монти, стал национальным героем Великобритании. Во время войны он посещал авиационные, железнодорожные заводы и предприятия по производству военной амуниции, поднимая боевой дух. Обладая талантом находить подход к рядовым трудящимся, он стал настоящей легендой.  В апреле 1944 года ему пришлось приостановить визиты и начать подготовку в следующей фазе войны – открытию второго фронта. Хотя в своих мемуарах 1958 года Монти опустил эти детали, скорее всего на совещания в Хэмпшире он ездил на своем Rolls-Royce. 

До высадки в Нормандии Монти передвигался на Phantom III зеленого цвета, оснащенном двигателем V12. Шасси и ходовая часть были произведены Rolls-Royce, а кузов изготовлен лондонским ателье Freestone & Webb of Willesden по заказу Фредерика Уилкока, главы компании Talbot Motor Company. В начале 1944 года автомобиль был реквизирован военным министерством и передан в личное пользование Монти. Владелец автомобиля согласился на это при одном условии – Phantom не должен был участвовать в операции в Нормандии, чтобы избежать повреждений (по иронии судьбы, автомобиль был позже сбит американским бензовозом на британской земле). Знаменитый зеленый Rolls-Royce перевозил Уинстона Черчилля, генерала Эйзенхауэра и короля Георга VI в Хэмпшир на совещания по вопросу высадки в Нормандии.

Так как Phantom должен был остаться по ту сторону Ла-Манша, во Франции Монти передвигался на Rolls-Royce Silver Wraith. Для Монти, знавшего, какую силу и власть имеет публичный образ, Rolls-Royce был символом постоянства, надежности и истинного британского характера. Silver Wraith был его способом транслировать эти качества. Как он сам позже отмечал, Silver Wraith стал своеобразным сигналом для его людей о том, что Монти будет бороться до конца.

Вернувшись в Великобританию, Монти вновь пересел на Phantom. В этот раз он выбрал еще более необычную модель – Phantom III, известный как «Phantom Батлера», который находился в ведении военного министерства на протяжении нескольких лет. Как и Wraith, этот Phantom стал свидетелем знаковых событий во время войны. Сержант Перси Паркер, шофер Монти, вспоминал интересный случай. Однажды ему выпало везти Эйзенхауэра и Черчилля на встречу на высшем уровне, на которую они опаздывали. Так как улицы Лондона были пусты, сержант вдавил педаль газа и гнал на полной скорости. Возле здания британского правительства его остановил полицейский за превышение скорости. Прежде, чем сержант успел что-либо сказать, из окна выглянул Эйзенхауэр со словами: «Еще никто не выигрывал войну на скорости 30 миль в час».

Этот автомобиль был заказан Аланом Самюэлем Батлером, председателем авиастроительной компании De Havilland Aircraft Company. Кузов изготовило ателье HJ Mulliner. Самым узнаваемым элементом было скошенное вперед лобовое стекло, расположенное под большим углом. В результате многочисленных испытаний в аэродинамической трубе Батлер убедился, что скошенное лобовое стекло позволяет повысить аэродинамическую эффективность на 15% по сравнению со стандартной конфигурацией. Автомобиль отличался скошенной задней частью и оснащался запасным набором шин. Кузов был выкрашен в черный цвет, а сиденья обиты темно-коричневой кожей. Дизайн салона дополняли мягкие светло-коричневые коврики толщиной 5 см и приборная панель из древесины грецкого ореха (позже ей было суждено пострадать от сигар Черчилля). Вскоре Монти убедил военное министерство продать автомобиль в его личное пользование, после чего не расставался с ним на протяжении целого десятилетия. «Phantom Батлера» сыграл важную роль в его послевоенной карьере на посту первого заместителя Верховного главнокомандующего Объединенными силами НАТО в Европе. 

Сын Монти Дэвид, ныне второй виконт Монтгомери Аламейнский, часто путешествовал на переднем пассажирском сиденье, в то время, как его отец репетировал речь или читал газету на заднем. Однажды он поделился: «Мой отец – образец пунктуальности, он никогда не приезжает рано или поздно. Путешествуя по Великобритании, он планировал специальные остановки, чтобы скоротать время ожидания и появиться на месте встречи секунда в секунду». Phantom III стал таким же неотъемлемым атрибутом его послевоенного образа, как и боевая униформа и берет.

На своем Phantom Монтгомери отправлялся на самые различные мероприятия, вплоть до коронации королевы Елизаветы в 1953 году. Автомобиль стал свидетелем судьбоносных исторических событий. Именно на нем Монти ездил на заседания по вопросу блокады Западного Берлина в 1948 (в роли начальника Имперского генерального штаба), срочные заседания в 1950 в свете разгоревшейся корейской войны (уже на посту первого заместителя Верховного главнокомандующего Объединенными силами НАТО в Европе), а также встречи по вопросам советского вмешательства в венгерскую революцию и Суэцкого кризиса в 1956 году.

Phantom III был частым гостем штаба военного министерства в Лондоне, резиденции премьер-министра в поместье Чекерс и штаб-квартиры Объединенных сил НАТО в Европе в Рокканкуре, Франция.

Монти ездил на своем Phantom вплоть до 1962 года и продал его только после смерти своего верного шофера. К этому времени в его салоне успели прокатиться премьер-министры Канады, Австралии и Новой Зеландии, а Монти посетил множество событий, вошедших в историю. К 1963 году на одометре было свыше 340 000 км, но благодаря безупречной эксплуатации автомобиль был в превосходном состоянии.

Все автомобили Rolls-Royce Монтгомери до сих пор на ходу, каждый из них – пример утонченного и в то же время практичного транспорта. Wraith, на котором Монти ездил во Франции, отныне достояние музея войск тылового обеспечения в графстве Суррей, а оба Phantom находятся в частных коллекциях. Специально для поклонников марки и истории Phantom III Монтгомери покажут на выставке «The Eight Great Phantoms» в Лондоне (Мэйфер), прежде чем он вернется в частную коллекцию.

В конце июля в Мейфэре (Лондон) Rolls-Royce откроет выставку «The Great Eight Phantoms» («Восемь великих Phantom»), в рамках которой представит самые знаковые автомобили Phantom, выпущенные за последние 92 года. Выставка приурочена к дебюту восьмого поколения самого легендарного люксового автомобиля в мире. В преддверии открытия выставки Rolls-Royce продолжает рассказывать об экземплярах, которые отправятся в Лондон, и их истории. Вторым экспонатом станет Rolls-Royce Phantom III британского фельдмаршала Бернарда Лоу Монтгомери, 1-го виконта Монтгомери Аламейнского.

Недавно была проведена реставрация «Phantom Батлера». Выставка «The Great Eight Phantoms» станет уникальной возможностью увидеть этот знаковый исторический автомобиль. Далее Phantom III отправится в США на выставку Pebble Beach Concours d’Elegance, после которой вновь вернется в частную коллекцию.

Выставка «The Great Eight Phantoms» пройдет в Мэйфере (Лондон) в конце июля этого года.